И немного об эстетике
Зададимся, однако, другим немаловажным вопросом – а как, собственно, играли? Играли по заветам Станиславского, настолько, что один из артистов МХАТа, придя на «крамольный» спектакль в надежде увидеть что-то провокационное, разочарованно протянул в конце: «Ну это же просто старый Художественный театр».
Дело все в том, что «задачная» система, о которой мы говорили несколько лекций назад, чрезвычайно трудна для актера. Ежедневная работа таким методом требует очень большой концентрации – ведь необходимо каждую секунду себя контролировать и отдавать отчет в том, насколько внятно ты решаешь эту самую задачу. Режиссер, отсматривающий каждый спектакль, по его окончании может сказать артисту, что в тот или иной момент он потерял концентрацию, недостаточно четко играл задачу, сбивался на голый темперамент (что для артиста всегда проще, да и эффектнее). Но во мхатовской ситуации, когда артисты сами становились режиссерами, они начинали идти на поводу у своих коллег – ты разрешишь мне халявить в твоем спектакле, а я тебе – в своем. Таким образом, эта самая «халява» стала делом настолько приличным, что именно она уже воспринималась как следование заветам Станиславского, а открытые Ефремовым и его партнерами сами заветы – как что-то давно забытое, хоть и прекрасное – как ленинские заветы в 1956 году.
Артисты «Студии молодых актеров» (так они сами себя называли) были полны сил и желания работать. Именно поэтому они не позволяли себе упрощать психологический рисунок, не допускали расслабленного и спокойного существования на сцене. Это выглядело почти как вызов.
Театр рождается
Успех студийцев был настолько огромным, что с этим пришлось считаться. Через два года, в 1958, когда в репертуаре было уже два спектакля (еще одна розовская пьеса «В поисках радости») было объявлено о создании театра-студии «Современник». А в 1961 году театр получил и собственное здание – на площади Маяковского (ныне Триумфальной).
Ефремов создал удивительный театр. В нем преобладали - простите мне модное ныне словечко – горизонтальные связи. Несмотря на то, что у театра официально был руководитель (конечно же, сам Ефремов), все решала труппа. Ставить пьесу или нет, ехать на гастроли или нет, кому заплатить больше, а кому меньше, как чинить крышу и где купить реквизит – все решало общее собрание актеров. Пожалуй, это и был коммунизм в действии – наверное, единственный в мире опыт победы коммунистической идеологии.
Удивительно, но этот массово руководимый корабль лавировал удивительно точно. Чувствуя единым организмом, что необходимо для него, актеры чутко выбирали, что делать дальше. Создав с десяток спектаклей в эстетике «ну это же просто старый МХАТ», они почувствовали тягу к остросатирическому гротеску, яркому лицедейству – и в 1960 году возникает «Голый король» Шварца. А ровно через десять лет после «Вечно живых» чувствуют тягу к классике – и стиавится «Обыкновенная история» Гончарова.
Но во всем этом лежала бомба замедленного действия. И коренилась она даже не в «горизонтальных связях», а в разном отношении руководителя и коллектива к своему детищу. Ефремов, как мне кажется, никогда не воспринимал «Современник» совсем уж отдельно от Художественного театра (хотя юридически между ними никакой связи, конечно, не было). В его представлении это была колония при метрополии, конкистадоры в Америке, первопроходцы-космонавты – но, безусловно, тяготеющие к дому, к тому, чтобы слиться с Художественным театром и обновить его, дать ему новую жизнь. Для всех остальных участников «Современник» был их детищем, выстраданной любовью, самостоятельным существом, которое нуждается в опеке, охране и заботе.
Поэтому, когда в 1970 году Ефремову предложили возглавить МХАТ, произошла катастрофа.