И немного о Немировиче
Взаимоотношениям Немировича и Станиславского посвящены десятки томов – от вполне научных театроведческих исследований до желтой бульварщины. Меня в данном случае интересует, однако, только тот факт, что в какой-то момент режиссерская мысль Немировича-Данченко начинает идти совершенно независимо от мысли Станиславского, и внутри МХТ возникает какой-то особый театр, весьма далекий от их договоренностей в «Славянском базаре».
Режиссерские искания Немировича заявляют себя в двух спектаклях по Достоевскому - «Братья Карамазовы» (1910) и «Николай Ставрогин» (1913). На сцене МХТ возникает удивительный «литературный театр», в котором возникает фигура автора, в современной одежде стоящего за конторкой. Мощные театральные эпизоды (как, например, диалог Ивана Карамазова и черта, который Василий Качалов вел в одиночку – с тенью огромного самовара, постепенно увеличивавшегося в размерах) сменялись комментариями автора-повестовавателя, мерно рассказывавшего о судьбах героев.
Такой же прием обнаружит себя в «Анне Карениной» (1937). «Враги» (1935) станут яростным, страстным высказыванием режиссера, поднимающим горьковскую пьесу до огромного уровня обобщения. Но главной постановкой Немировича, конечно, останутся «Три сестры» 1940 года.
Чеховская пьеса была поставлена в МХТ первый раз сразу после написания и поэтому не имела никакой исторической дистанции. Строго говоря, в 1901 году это была отличная современная пьеса – и уже поэтому должна была быть поставлена. Новое обращение театра к этому тексту спустя сорок лет должно было иметь определенную мотивацию.
Спектакль Немировича-Данченко ее имел. Этот спектакль был попыткой старого человека удержать утекающую сквозь пальцы память о том прошлом, которое когда-то было. Герои новых «Трех сестер» существовали в исторически достоверных декорациях Владимира Дмитриева, но при этом очень остро несли мысль о том, что время этих прекрасных людей ушло безвозвратно. Сестры в этом спектакле как будто все время находились в состоянии бесконечно потери – умер отец, погиб Тузенбах, ушел Вершинин, Наташа захватила дом. В нашей коллективной памяти есть образ трех сестер, сбившихся вместе у скамейки на фоне осенних берез – это и есть финальная мизансцена спектакля 1940 года, в котором Немирович прощался со всем, что было ему так дорого. Он прощался с чеховскими героями, которые были его современниками и уходили в прошлое от старости, в силу естественных причин. Но одновременно он прощался и со вполне реальными эпизодами своей жизни – всего несколько недель отделяет премьеру спектакля от расстрела Мейерхольда – первого Тузенбаха Художественного театра, а уходящие военные в пьесе напрямую ассоциировались с военными действиями в Европе, которые еще не затронули Советский Союз (и усадьбу Прозоровых), но обязательно затронут.