Раскол
Выход, который нашел Ефремов из создавшейся ситуации, до сих пор трудно понять и оценить. В 1978 году он принимает решение разделить труппу на две части. Одна из них должна была остаться после завершения реконструкции в здании в Камергерском, вторая – обосноваться на Тверском бульваре. У трупп должны были быть разный репертуар, разные режиссеры, разумеется, разные актерские составы. В ефремовском представлении эти труппы, тем не менее, было единым МХАТом. Как и в случае с «Современником», это его представление не оправдалось.
Театр разделился надвое. Приблизительно половина поддержала Ефремова, вторая приблизительно половина избрала своим руководителем Татьяну Доронину и перешла в здание на Тверской бульвар. Самое интересное заключалось еще и в том, что именно доронинскому театру достались все основные мхатовские реликвии. В здании на Тверском до сих пор пользуются (вероятно – я очень давно не был в этом театре) тем самым, настоящим мхатовским занавесом. В здание на Тверском были отправлены целиком (вместе с декорациями и костюмами) те самые, настоящие мхатовские спектакли - «Три сестры», «На дне» и, конечно, «Синяя птица». Более того, историческое название тоже перешло к Дорониной – ее коллектив стал МХАТ СССР имени Горького, в то время как ефремовской труппе было присвоено имя Чехова – может быть, и более справедливое, но исторически никак не укорененное.
Небольшая мораль
Важно понимать, что разделенная мхатовская труппа была большой, чудовищно большой – но вовсе не бездарной. Это были блестяще выученные актеры, с отличной школой, многие из которых были по настоящему талантливы. Анатолий Семенов, Луиза Кошукова, Константин Градополов, Маргарита Юрьева, Любовь Пушкарева могли составить славу любого театра. Они оказались не у дел вовсе не потому, что были отвратительными актерами, от которых надо было избавиться. Порочной была сама советская практика театральной стагнации, в которой ни один, самый талантливый организатор, не мог ничего поделать с катастрофической, застойной моделью.
Эта модель предусматривала пожизненную работу в театре любого его участника – от художественного руководителя до уборщицы. В театре работали десятилетиями, в итоге формируя свой собственный миф ог том, каким должен быть «настоящий» МХАТ, или Малый театр, или БДТ. В итоге любая смена художественного лидера вызывала настоящую катастрофу – миф рушился, жизнь фактически останавливалась, а сотрудники театра напоминали новому главе партизан, которые перед уходом из деревни уничтожают все, лишь бы врагу не досталось.
Именно поэтому, уже в наше время, мы наблюдаем почти конец цивилизаций. Смерть Галины Волчек, Кирилла Лаврова, Юрия Любимова, Марка Захарова приводит к крушению мифов. Нам остается только вспоминать, «каким был тот – легендарный – театр», которого уже не будет никогда. Искренне желая добра Виктору Рыжакову, Андрею Могучему, Ирине Апексимовой – новым худрукам и директорам этих насильственно мифологизированных театров – даже самые положительно настроенные люди предаются воспоминаниям: «а помнишь, какой был спектакль?».
Почему же это так? Мы довольно подробно говорили в нашем курсе об актерах, режиссерах и театральных деятелях. Следующая статья будет предпоследней – и пора нам, наконец, поговорить о зрителях.