Когда-то в руки мне попала одна тоненькая брошюра. Она меня страшно заинтересовала своим названием. На обложке было написано – «Система Станиславского для «чайников». Я был восхищен – надо же, прочти, стало быть, книжку – и иди играй на сцену. Делов-то.
В Соединенных Штатах до сих пор более ценным и значимым считается актер, который закончил хотя бы какие-то курсы по системе. Актер, владеющий методой Станиславского, по определению на голову выше, чем его необразованный соперник.
Однажды мои студенты шепотом спросили меня – как же так, педагог по мастерству Иванов говорит одно, а педагог по мастерству Петров – прямо противоположное, при этом оба клянутся, что и то, и другое – система Станиславского. Как быть-то?
Вообще, что она собой представляет, эта Система? Почему актеру без нее никак нельзя? И правда ли, что актеру без нее никак нельзя? Попробуем разобраться.
Где находится система?
Станиславский оставил нам два капитальных труда, с которыми должен прежде всего ознакомиться любой человек, который хочет начать заниматься театром. Первый из них – «Моя жизнь в искусстве». Второй – «Работа актера над собой».
«Моя жизнь в искусстве» - блестящая книга. Она написана живо, легким разговорным языком, в ней много историй из жизни, занимательных баек и даже иногда практически анекдотов. Собственно говоря, это биография Станиславского-Алексеева, которая сама по себе так занимательна, что читается как приключенческий роман.
«Работа актера над собой» - двухтомник, повествующий об этой самой работе «в творческом процессе переживания» и «в творческом процессе воплощения» соответственно. Написан он сухо, даже отчасти графомански и представляет собой дневник ученика, восхищенно конспектирующего занятия и лекции своего любимого учителя Аркадия Николаевича Торцова. Читать эту книгу практически невозможно, ибо это даже не книга, а сборник упражнений и заданий по актерскому мастерству, перемежающийся иногда для развлечения диалогами такого непотребного качества изложения, что думаешь – пусть уж лучше скука, чем такое развлечение.
Объясняется это довольно просто – «Мою жизнь в искусстве» Станиславский не писал. Эта книга была заказана ему во время его гастролей в США американским издательством, надиктована им и приведена в божеский вид американскими же редакторами на английском (естественно) языке. То, что читаем мы с вами, есть перевод этой самый книги на русский язык, также многократно и чрезвычайно качественно отредактированный. К сожалению, обучиться по этой книге совершенно невозможно. Она – всего лишь такой же опыт биографии, как и любые другие актерские или режиссерские мемуары. Разница лишь в том, что фигура Станиславского по определению всегда будет занимать особое место в истории русского театра, а значит, и его мемуары – вполне особые.
«Работа актера над собой» - именно тот учебник, который нам нужен. Система сформулирована именно в нем. А значит, человеку, который хочет научиться играть по системе, придется штудировать именно его.