XVIII век в нашей генетической памяти – совершенно особенный. Его как будто и не было вовсе. Была какая-то древняя и дремучая Русь, а потом сразу наступил блестящий XIX, полный сверкающего Петербурга, дворян во фраках и великой русской литературы.
Новая и старая Россия
Между тем именно XVIII век и совершает этот невероятный переворот. Он становится «временем накопления сил» с одной стороны и временем глобального подведения итогов – с другой. «Век Просвещения» пришел на смену XVII - «бунташному», но едва ли принес с собой меньше потрясений. Колоссальный общественный сдвиг, затронувший все сферы не только внешней, социальной жизни, но и внутренней, духовной. Петр I, хронологически открывающий эту эпоху, исправлял в России не только быт, но и бытие – возможно, именно поэтому четкого отношения к его реформам не сформулировано до сих пор. «Спрессованность» российской культуры в первую четверть XVIII века достигает своего абсолюта.
Смена веков за одно поколение
Новая культурная реальность выстраивается на глазах одного поколения людей. Царство становится империей, Боярская Дума – Правительствующим Сенатом, патриарх – синодом. Приходится не только иначе ходить, говорить и поступать, но и иначе думать, чувствовать, понимать. В пределах четверти века картина жизни русского общества меняется настолько сильно, что узнать прежнее Русское царство оказывается совершенно невозможно.
Неудивительно, что сразу после смерти Петра – человека, чьей грандиозной энергией совершалось все движение – в обществе сразу же началась дискуссия о возможности и необходимости «отмотать» время вспять. Каждый правитель, встававший во главе империи на всем протяжении оставшихся чуть менее восьмидесяти лет «просвещенного» века, был вынужден так или иначе формулировать свое отношение к реформам Великого Петра. Ставил ли он ему памятник как Екатерина II, или постепенно сводил на нет некоторые из реформ как Петр II – все равно его деятельность продолжала оставаться мерилом личности монарха, с которым не считаться для российской власти стало невозможно.
Бритье бороды и новое русское веселье
Затронув все стороны российской жизни, реформы Петра особенно остро воздействовали на культуру. И дело даже не столько в известных бытовых нововведениях (вроде налога на бритье бороды или «немецкого» покроя платья). Петр стал менять образ жизни, сознание, традиционный уклад – уклад не только бытовой, но и «уклад в головах». Ассамблеи изменили принцип веселья, модное немецкое платье сделало доступным для глаз физическую красоту, император, орудующий топором, изменил представление о «царской должности»… Россия менялась быстро и удивительно. Она подводила итоги прошлому и начинала будущее. И Россия, и русская культура. И русский театр в частности.
Известно, что XVIII век называют «эпохой дворцовых переворотов». Монархи и правда не слишком задерживались на царском престоле. Но практически каждый из них, у кого на это хватало времени, пытался устроить на Руси театр, внедрить его в сознание русского человека. При всей разнице в мировоззрении разных императоров, логика в их попытках была единая. «Театр должен быть привнесен извне, из Европы», - этот тезис в принципе не подвергался сомнению. Вся разница обуславливалась только вкусами каждого конкретного монарха и иногда политическими пристрастиями.