Ох уж эти оговорки! В самых точных и выверенных концепциях все равно приходится вставлять комментарии, делать поправки и поясняющие вставки. Как, например, хотелось бы сказать, что по мановению волшебной палочки (или императорского жезла) Елизаветы Петровны русский театр перешел вдруг от приглашения европейских трупп к глубоко национальным спектаклям. Между тем совершенно очевидно, что этот процесс был длительным и непростым. Соответственно, и мы вынуждены сделать некоторые оговорки.
Охотники без ружья
В конце XVII – начале XVIII века в России появляются совершенно удивительные люди – «охотники». Никакого отношения к погоне за зайцами и куропатками они не имели, а назывались так потому, что пришла им «охота» (та самая, что пуще неволи) создавать свои маленькие театры и театральные представления.
Когда появились они на Руси – никому не известно. Документально первый спектакль «охочих комедиантов» (так они именовались официально) состоялся 16 июля 1731 года. Очевидно, что между первым настоящим спектаклем и первым зафиксированным историей прошло несколько десятилетий. Возможно, что появление этих трупп было спровоцировано тем самым указом о запрете скоморошества. Лишившись профессиональных представлений, русский зритель решил развлекать себя самостоятельно – кустарным способом.
Как кузнецы театр делали
Отличие охочих комедиантов от скоморохов главным образом заключается в том, что каждый участник такой труппы имел какое-то основное занятие, профессию. Кто-то был кузнецом, кто-то пекарем, кто-то купцом. В свободное от работы время эти люди, почувствовав непреодолимую тягу («охоту») к лицедейству, собирались и готовили спектакли. Сегодня мы назвали бы такой театр любительским. Будучи жителями одного города (на село такие развлечения либо не пришли вообще, либо пришли с сильным запозданием), они и выступали перед одними и теми же людьми – родственниками, друзьями и знакомыми. Это привело к пониманию того, что просто петрушечными шутками здесь дело не обойдется. Необходимы были пьесы, репетиционный подготовительный период, декорации. Желание сделать свой спектакль незабываемым приводило к профессионализации театра.
Разумеется, дело это было не быстрое. 1720-е и 1730-е годы – время абсолютной бессистемности и эпизодичности «театра охочих комедиантов». Играли они где придется, в абсолютно неприспособленных помещениях. О декорациях не задумывались – есть занавес (то есть простыня, на которой что-то нарисовано), и слава Богу. Пьесы сочинялись на скорую руку, и ровно никакими художественными достоинствами не отличались. Но в какой-то момент помощь русским любителям пришла, и пришла она, откуда ее вовсе и не ждали.
О пользе изучения иностранных языков
Еще в середине XV века итальянец Помпонио Лето придумал новый способ обучения студентов латинскому языку. Отрыв в библиотечных архивах пьесы основательно забытых к тому времени Плавта и Теренция, он понял, что язык можно преподавать не только методом зубрежки, но и с помощью диалогов, практикуя тем самым разговорную речь. Автор этого волшебного метода оказался забыт, но сам педагогический прием дожил до сегодняшнего дня. Его активно переняли по всей Европе, и постепенно он стал известен и в России. В нашей стране его первым применил, судя по всему, основатель Славяно-греко-латинской академии Симеон Полоцкий.
Опыты отца Симеона оказались настолько успешными, что уже после его смерти Петр I в приказном порядке ввел такое обучение для предметов «риторика» и «пиитика» (то есть основы стихосложения). России требовались не просто грамотные люди, но политические и государственные мужи, умевшие не только читать и писать, но и спорить, убеждать, дискутировать. Диалоги постепенно росли в размерах и разрастались, превращаясь в полноценные пьесы.
Конечно, некоторые семинарии (а обучение происходило почти исключительно именно там) отмахивались от нововведений и выполняли их формально. Такие спектакли ничуть не отличались от любительских постановок наших знакомых «охотников». Но для некоторых школ эти спектакли становились главными событиями учебного года, а их хорошая и качественная подготовка – вопросом престижа и показателем статусности.