Вторая часть нашего рассказа будет посвящена новому роду театрального искусства – режиссерскому театру. Хотим мы этого или нет, но сегодня мы живем в период царствования именно такой театральной системы, и нет никаких прогнозов, говорящих о том, что она в ближайшее время изменится. Даже в тех случаях, когда роль режиссера сведена к минимуму, даже если вы не можете увидеть ее невооруженным глазом – он все равно есть в спектакле, хотя бы номинально. Чистых образцов актерского (дорежиссерского) театра вы, уважаемые читатели, вряд ли сможете увидеть. Даже спектакли Малого театра (хранителя и блюстителя определенных антирежиссерских традиций) все равно строятся на определенном списке режиссеров, которые эти традиции хранят и блюдут.
Из всего предшествовавшего рассказа понятно, однако, что так было не всегда.
Когда появился режиссер?
Режиссерская профессия, с одной стороны, очень древняя. С другой – настолько новая, что в некотором смысле даже круг деятельности режиссера и сегодня еще не очень понятен. В классическом театре XIX и даже XVIII века режиссер тоже существует. В его обязанности входит подбор необходимого для пьесы реквизита, мебели, павильонов, контроль за подготовкой и сменой этих самых павильонов, и главное – выхода артистов во время спектакля. Как вы помните, пьесу целиком актеры стали читать далеко не сразу, так что сюжет и «порядок» спектакля представляли весьма приблизительно. Поэтому присутствие режиссера за кулисами было совершенно необходимо, чтобы не допустить путаницы – сверяя текст по тетрадке, он подсказывал исполнителям, когда им выходить. А если актер засыпал во время действия в гримерке, режиссер со всех ног бежал его будить, чтобы поспеть к выходу.
Этим, пожалуй, обязанности режиссера в классическом театре и исчерпываются. Неудивительно, что, когда уже в начале XX века знаменитый провинциальный актер Василий Качалов услышал, что в Москве есть некий гениальный режиссер Станиславский, то он попросту не понял смысла этой фразы – в самом деле, зачем при таком скромном наборе функций быть гениальным?
За какие-то сто лет ситуация изменилась кардинально. Сегодня режиссер – полноценный автор спектакля, демиург, творец художественных миров, создатель уникальных театров и театральных явлений… Да мало ли кто еще этот режиссер! За ничтожный исторический промежуток времени взгляд на театр сменился полностью. Сегодняшняя наша задача – дать хотя бы приблизительный ответ на вопрос, почему это произошло.
Зачем театру режиссер? Версия традиционная
Строго говоря, время этого превращения нам хорошо известно – это рубеж XIX и XX веков. В России у режиссерского театра даже есть условный «день рождения» - 14 октября 1898 года. В этот день пьесой Алексей Толстого «Царь Федор Иоаннович» открылся Московский Художественный театр, созданный Станиславским и Немировичем-Данченко. Даты, однако, даже при всей их условности, нам мало что дают. Важно понять – почему.
Традиционный ответ такой: новый театр рождается потому, что возникает новая драматургия, требующая иного способа работы с ней. Старый классический актерский театр не находит адекватных способов ее сценического воплощения, и возникает необходимость пересмотра всей театральной системы. Ответ этот вполне убедительный, более того, в общем и целом правильный и вполне фактологически подкрепленный.
Есть известная история о том, что самая главная пьеса этой самой новой волны русского театра – «Чайка» Антона Павловича Чехова, будучи поставлена в 1896 году (то есть сразу по написании) на сцене Александринского театра, решительно провалилась, несмотря на участие в спектакле лучших актерских сил. Пьеса была признана несценичной, а автор – хорошим писателем, но плохим драматургом. Между тем, спустя два года ее поставит Станиславский в Художественном театре – и создаст один из главных спектаклей человечества, открывший невиданные ранее горизонты театральных возможностей.
Так что ответ про новую, непостижимую сразу драматургию как основной источник рождения режиссерского театра звучит, повторюсь, вполне здраво. И тем не менее, я все равно вынужден его прокомментировать.