Отступления от правил
Занятно, однако же, что при этом старейший театр с легкостью вбирал и аккумулировал в себе любые актерские тенденции. Сформировав внутри себя ситуацию абсолютного доминирования актеров (в служебном буфете членов труппы до сих пор обслуживают без очереди), Малый был готов принимать в эту труппу представителей любых школ. Это совершенно не противоречило никаким установкам – актер в этом здании ценился и ценится сам по себе, как таковой, без выяснения, что там у него происходит во внутреннем мире.
Так, например, в Малом театре оказался Игорь Ильинский. Этот человек был учеником и первым, ведущим артистом театра Мейерхольда, специально на него Мейерхольд поставит несколько спектаклей, в том числе Ильинский был звездой легендарного «Леса», где играл Аркашку Счастливцева. После разгрома театра и расстрела Мейерхольда артист придет в Малый театр – и вольется в него, как будто был рожден для этой сцены, как будто Мейерхольда и не было никогда – в том числе вновь сыграет роль Счастливцева. Так придут в Малый лидеры его нынешней труппы – Василий Бочкарев и Людмила Полякова, которые прошли школу Анатолия Васильева. В труппе Малого сейчас – внук и правнук того самого Ильи Судакова, который когда-то насаждал здесь систему Станиславского. А сегодня, когда я пишу эти строки, по Москве курсируют упорные слухи о том, что в Малый переходит Сергей Гармаш.
Режиссеры «антирежиссерского» театра
Да и «антирежиссерская» позиция театра часто была готова рухнуть. В 1960-х – 1970-х годах в Малом работал один из крупнейших советских режиссеров – Борис Равенских. Пустая, распахнутая сцена, пространство, затопленное музыкой и свободным воздухом, большие массовые сцены, решенные точными режиссерскими мизансценами. Лучшие свои спектакли он создал здесь – «Царь Федор Иоаннович» с Иннокентием Смоктуновским (потом главную роль играл по-настоящему великий, но не слишком оцененный артист Эдуард Марцевич), «Возвращение на круги своя» с Игорем Ильинским, «Власть тьмы». И труппа с легкостью шла за ним, сбрасывая с себя все обвинения в неприятии режиссерского искусства. В начале нового тысячелетия роман Малого вполне сложился с Сергеем Женовачем, в спектаклях которого сыграли все лидеры театра – от худрука Юрия Соломина до легенды советского кино Элины Быстрицкой. И тем не менее…
День сегодняшний
Сегодня Малый театр снова пытается вернуть себе статусы «нормы», «школы» и «академии», которые он когда-то сдал практически без боя. Но если сто лет назад в отказе от них был какой-то смысл, то сегодня эта попытка едва ли дает свои плоды. Малый ценит своих великих стариков (и отдельно – «великих старух», это вполне официальный термин) – но их практически не осталось. Ценит традиции старомосковской речи – но не говорит на ней, иначе рискует остаться просто не понятый зрителями, которые от нее давно уже отвыкли. Он снова именует себя «домом Островского», как когда-то именовался в XIX веке, забывая, что этой традиции в нем вообще никогда не существовало, и еще двадцать лет назад в репертуаре Островского было меньше, чем современных драматургов. В актив Малому сейчас надо записать, конечно, безукоризненно подобранную труппу – в ней сегодня можно найти исполнителя абсолютно на любую роль. В минус, как ни странно, пойдет этот же фактор – если все ампула заняты, артист начинает работать только в своем собственном и перестает развиваться. Стагнация накрывает Малый медленно, но верно. Чувство дворянской спеси мешает ему стать даже туристическим аттракционом.
Но, при всем при этом, каждый вечер два огромных зрительных зала наполнены публикой до отказа. Многие ходят сюда семьями по несколько раз на один и тот же спектакль. Постоянные зрители отсматривают все вводы и все премьеры во всех составах. Что влечет их сюда? Вероятно, тот простой факт, что именно здесь еще можно увидеть актера per se – как такового, со всеми его плюсами, минусами и особенностями. Это здание, в котором с дверей гримерок не снимают таблички умерших гримировавшихся здесь актеров, обладает странной притягательностью. Это и есть – «настоящий театр». Вот только каждый сотрудник этого театра и каждый зритель, приходящий сюда, видит это по-своему. Будущему руководителю театра придется здесь сложно. Живая традиция, судя по всему, лишь прекрасная мечта. Пусть остается хоть один театр, в котором в нее еще верят.