О качестве образования
Кроме того, надо сказать, что определенные плоды это приносило. Поскольку предполагалось, что ученик будет играть (с большей или меньшей вероятностью) те же роли, что и учитель, то опытный актер своим «чтением» мог дать массу полезных советов. Они могли касаться и того, как сделать то или иное место роли более эффектным – например, сделав неожиданную паузу или резкий поворот корпуса. Или быть чисто практическими – например, как сберечь голос для большой роли, распределить затраты на весь спектакль. Наконец, они касались и здравого смысла – как правильно загримироваться для образа, как подобрать верный костюм.
Именно поэтому изначально театральное училище не знает дипломного спектакля в качестве экзамена. Пройдет некоторое время, прежде чем доказывать профессиональное мастерство выпускники начнут в общем спектакле курса. До этого педагоги вполне удовлетворялись чтением монологов из пьес.
Нужна ли артисту грамота?
Вторая половина дня была отдана под общеобразовательные предметы. Актеры в обязательно порядке учились читать – ведь им всю свою жизнь придется иметь дело с текстами ролей и пьес и заучивать их наизусть. Поэтому техника чтения была важным и обязательным предметом. Письму времени уделялось меньше – в самом деле, надо уметь поставить свою подпись на контракте, а большее и не пригодится. И тем не менее, достаточно большое количество актеров получали вполне приличное по тому времени образование. Несмотря на то, что театр уже окончательно встроился в государственную систему Российской империи, сам актер все еще стоял немножко в стороне от «табеля о рангах». С одной стороны, он был и оставался лицедеем, шутом гороховым, призванным развлекать и увеселять почтеннейшую публику. С другой – актер все же принадлежал к структуре Императорских театров, в конечном счете восходил системой соподчинений к Министерству Двора, а потому пользовался все же некоторым уважением.
Собственно говоря, так повелось на Руси с давних времен – когда скоморох стоял вне официальной культуры. Так оно продолжается в каком-то смысле и сегодня – мы не можем точно отнести актера к какой-либо четкой социальной прослойке, кроме разве что профессиональной принадлежности.
И немного об эйджизме
Финалом такого насыщенного учебного дня для студентов Императорского театрального училища являлся спектакль. Ученики были (да, собственно говоря, и остаются сейчас) крайне дешевой – если не сказать бесплатной – силой для всевозможных массовок и народных сцен. Если каждому вольному статисту выход на сцену необходимо было оплатить хотя бы по самому скромному тарифу, то подневольный студент выходил на сцену бесплатно – это считалось частью образования.
Длинные, заканчивавшиеся иногда за полночь спектакли подводили итог этому дню. А в семь утра он начинался заново – с завтрака, молитвы и холодных коридоров училища. Мы знаем и случаи крайнего истощения, и даже смерти студентов театрального пансиона. Не знаю, у многих ли в этой суровой муштре сохранялось искреннее желание выходить на сцену и служить театральному искусству. Но, тем не менее, каждый год ряды студентов пополнялись новыми учениками, а ряды артистов Малого, Большого, Александринского или Мариинского театров – новыми выпускниками. В следующей главе мы поговорим о том, как складывалась жизнь актера XIX века – не выдающегося премьера, а среднестатистического сотрудника Императорского театра.