Расцвет московского театра…
Надо сказать, что Медокс, судя по всему, был большим знатоком театра и умел не только повести дело как коммерческое мероприятие, но и сообщить ему некоторую долю высокой художественности. При театре он создает прообраз художественного совета из ведущих артистов – совещательный орган, помогавший ему руководить театром. По легенде, рассказанной, правда, представителями более младшего поколения, Медокс, принося на этот совет пьесу, оставлял ее на столе, а сам уходил, предоставляя актерам самим решить, будут ли они ее играть и как распределить роли.
Труппа театра была блистательной (о том, что надо понимать под этим словом, мы поговорим в следующей статье). В нее входили, помимо названного выше Иван Иванова по прозвищу Калиграф - Яков Шушерин, Петр Плавильщиков, Андрей Ожогин. Забытые ныне имена принадлежат настоящим любимцам публики той эпохи, может быть, первым любимцам театральной Москвы.
…и его финал
Театр пользовался небывалой популярностью и успехом. Вся Москва бывала у Медокса – и в Петровском театре, и в Воксале. Актеры-любители ходили смотреть на актеров-профессионалов – авторитет Медокса и его труппы в плане актерской игры и постановки спектакля был непререкаем. Так оно и шло год за годом, пока в 1805 году Петровский театр не сгорел дотла. 8 октября молодой дворянин Степан Петрович Жихарев, провожая своих гостей, уезжавших в Петербург, в районе села Всесвятского (это район нынешнего метро Сокол), увидел «над Москвою преогромное зарево пожара. Долго-долго стояли мы в недоумении, что такое так жарко гореть могло, пока едущий из Москвы почтальон не объяснил, что горит Петровский театр и, несмотря на все усилия пожарной команды, едва ли она в состоянии будет отстоять его».
Дальше в своем дневнике (а именно оттуда взята эта цитата) Жихарев, перечисляя причины пожара (вплоть до самых невероятных – небоугодные пьесы в воскресенье), не слишком-то унывает по поводу несчастья. Это объясняется как его личной неприязнью к русской труппе (он в том момент был влюблен в хорошенькую немецкую актрису), так и тем, что время барского, шикарного театра понемногу начало уходить в прошлое. Уходила в прошлое и барская Москва с ее обедами и пикниками на вольном воздухе. В обеих столицах мысли занимали грядущая война с Наполеоном, а до того момента, как французская армия войдет в Москву, и город будет сожжен, оставалось всего каких-нибудь семь лет.
Осталось досказать немногое. Пожар Петровского театра странным образом пощадил находившийся по соседству домик, в котором жил Медокс с семьей (в ней, по слухам, было аж двенадцать детей). Ему была назначена пожизненная пенсия – скромная, но вполне достаточная. На старости лет он вернулся к своей прежней деятельности и создал удивительные по своему устройству часы под названием «Храм Славы». Он начал делать их по заказу еще Екатерины II, но закончить не успел. Не успел подарить он их и следующему императору – Павлу. И только в самом конце жизни труд был закончен. Если вы отстоите колоссальную очередь в Оружейную палату московского Кремля, вы их там увидите. Чудо часовой мысли, по странному стечению обстоятельств, стало памятником первому великому русскому антрепренеру.