Основание русского театра
К вопросу о хронологии

Каждый год в начале осени театры открывают новый сезон. Какие-то театры совсем юны – и отмечают пятый или шестой день рождения, а другие – настоящие мастодонты – исчисляют свой возраст несколькими столетиями. Но тут всегда возникает вопрос – как считать.

Самые большие цифры называют Малый и Александринский театры – оба они сейчас начали свой 266 сезон. В сегодняшней статье мы попробуем разобраться – что за событие произошло в 1756 году, вызвавшее к жизни два старейших театральных организма.

Звезды из Ярославля

Началось все немножко раньше – в январе 1752 года одна из трупп «охочих комедиантов», спокойно игравшая себе любительские представления в своем родном Ярославле, получила приказ немедленно собраться и прибыть со всем, «что потребно», в Петербург ко двору. Увы, этим фактом придется нам довольствоваться без объяснений, потому что никаких сведений о том, почему вдруг именно эти актеры привлекли внимание императрицы Елизаветы Петровны, не существует (хотя версий высказывается множество). Кто увидел их в Ярославле? Кому они так понравились, что он обратил на них внимание ее величества? Не известно.

Труппа между тем собрала пожитки и уже в начале февраля показала в Санкт-Петербурге свое искусство, сыграв три спектакля из своего репертуара. Как и следовало ожидать, императрица от этих постановок была не в восторге. Из десяти человек актеров шестеро – больше половины – были признаны вовсе не пригодными к делу и отправлены обратно в Ярославль, а с остальными нам надо познакомиться поближе.

Первый из них – Федор Григорьевич Волков. Уверен, это имя вы слышали много раз. Его именем назван театр в Ярославле, около самого Кремля стоит памятник с надписью – «первому русскому актеру». Именно он был создателем и вдохновителем этой любительской труппы. Вторым был его брат Григорий. Еще двое – бывшие семинаристы Иван Дмитревский и Алексей Попов.

Понятно, что ко двору ярославцы были призваны для того, чтобы послужить основой первого русского профессионального публичного театра. Идея заключалась в том, чтобы, оставив европейские театральные труппы либо в качестве придворных развлечений, либо в качестве самостоятельно действовавших антреприз, русский театр учредить на особых началах. С одной стороны, сделать его «вольным», то есть разрешить посещать его всякому человеку, без разбора сословий, с другой стороны – выделить ему в качестве опоры средства из государственной казны.

Собственно говоря, Елизавета Петровна придумала именно тот способ театрального устройства, который дожил до сегодняшнего дня. И сегодня театр продает билеты, зарабатывая тем самым деньги, а с другой стороны – получает незыблемое бюджетное финансирование. Придуманная модель оказалась удивительно жизнеспособной. Вот только с конкретным театром дело не заладилось.
А. П. Лосенко, Портрет Федора Волкова, 1763
Армия приходит на помощь

Во-первых, как мы уже говорили, качество показанных спектаклей совершенно не удовлетворило императрицу. О том, чтобы положить в основу будущего русского театра ярославскую труппу, нечего было и думать. Даже та четверка артистов, что была оставлена в Петербурге, была недостаточно хороша, чтобы сразу предстать перед зрителями. Их надо было обучать, но где?

Ответ на этот вопрос был найден совершенно блистательный. Волковы, Дмитревский и Попов были отправлены в Сухопутный шляхетный кадетский корпус – учебное заведение, созданное фельдмаршалом Минихом для подготовки профессиональных военных кадров русской армии. При всем кажущемся абсурде этого решения оно представляется оптимальным. Именно в военной школе будущие артисты могли обучиться выправке, манерам, умению себя держать, обращаться с оружием. Не так трудно узнать в этом наборе некоторое количество профессиональных актерских дисциплин будущих эпох – сценическое движение, танец, театральный бой, умение обращаться с предметом. Два купца и два семинариста вышли из кадетского корпуса во всеоружии светских и придворных приемов.

Более того, Иван Афанасьевич Дмитревский, как наиболее подававший надежды, впоследствии был отправлен изучать сценическое искусство за границу, что было делом совсем небывалым. Иностранные специалисты приезжали в Россию – обучали не только актеров, но и декораторов, машинистов, композиторов. Но русский актер выезжал смотреть зарубежных собратьев впервые. Не очень, честно говоря, ясно, насколько успешной была эта поездка и у кого именно учился (и как именно учился) Дмитревский. Во всяком случае, возвратившись, он рассказывал о том, что видел на сцене главных артистов эпохи – англичанина Гаррика, французов Клерон, Лекена и Ларива и даже декламировал им монологи. Но боюсь, что именно с этих пор идет традиция актерских мемуаров приукрашивать действительность. Во всяком случае, с выдающемся исполнителем шекспировских ролей Дэвидом Гарриком он не познакомился точно. Возможно, именно поэтому основным ориентиром русской актерской техники второй половины XVIII века становятся именно французские актеры.

День рождения театра

Но вернемся в Россию. Срок обучения актеров в кадетском корпусе подходил к концу, и 30 августа 1756 Елизавета Петровна подписывает исторический указ – об учреждении русского для представления трагедий и комедий театра. Именно с этого дня ведут отсчет своей истории Малый и Александринский театры (хотя ни этих слов, ни этих зданий не будет еще несколько десятилетий).

Конечно, четверо актеров труппы не составят – к ним в помощь вызвали еще двух ярославцев – Гаврилу Волкова (третьего брата) и Якова Шумского, а также семь человек певчих из придворной капеллы, «спавших с голоса» (то есть тех, кто по состоянию здоровья уже не мог петь). Кроме того, в труппе театра появились и первые русские актрисы – Мария и Ольга Ананьины и Аграфена Мусина-Пушкина. В отличие от многих европейских традиций, русский театр практически сразу отказался от практики исполнения женских ролей мужчинами и допустил актрис на сцену. Правда, в штате театра полагалась особая должность «мадам», чьей главной обязанностью было следить за нравственностью.

Очень удачно вышло дело и со зданием. Граф Михаил Головкин очень активно интриговал против Елизаветы Петровны, а после ее коронации был арестован, судим и приговорен к смерти. Казнь ему была заменена пожизненной ссылкой в крохотный якутский городок, который сегодня называется Среднеколымск, где он и умер аккурат за несколько месяцев до описываемых событий (говорят, был задушен собственными слугами). Дом его на Васильевском острове (Университетская набережная, 17), таким образом, освободился и был передан в распоряжение русских комедиантов.
Театр им. Ф.Г. Волкова, Ярославль
Большая ошибка императрицы

При всех правильных и мудрых распоряжениях Елизавета Петровна при обустройстве «Российского комедиантского дома» допустила одну ошибку, но ошибку чрезвычайно значительную. Она заключалась в выборе директора. Им был назначен Александр Петрович Сумароков.

По своему карьерному и творческому пути выбор этот вроде бы не оставлял желать лучшего. Ему почти сорок, он чиновник со вполне внушительным послужным списком, видный журналист, а кроме того (и что важнее всего) – первый и самый главный драматург страны. Пьесы сочиняли и Тредиаковский, и Ломоносов, но именно опусы Сумарокова (как трагедии, так и комедии) составляли главный репертуар русских «охотничьих театров». Кому, как ни первому русскому драматургу, которого впоследствии назовут «отцом русского театра» (по аналогии с греком Эсхилом – «отцом трагедии»), следовало бы предложить такой пост.

Но, увы, была и обратная сторона. Александр Сумароков был вспыльчивым, невоздержанным на язык, грубым в обращении и крайне безалаберным человеком. В конце своей жизни, несмотря на то, что русские императрицы будут раз за разом оплачивать его долги из уважения к былым заслугам, он ухитрится промотать 300 душ крепостных и 2000 рублей годовой пенсии (это огромная сумма, практически в два раза выше годовой зарплаты чиновника на ответственной должности) и умрет, не дожив до шестидесяти, в доме, который за несколько дней перед этим продадут с аукциона.

К казенным деньгам отношения у Сумарокова будет примерно такое же. Не сказать, что сумма из казны на содержание театра выделялась баснословная, но все же вполне адекватная (около трех с половиной миллионов рублей на нынешние деньги, из них, правда, одна шестая была зарплата самого Сумарокова). За три года существования театр был доведен до полного банкротства и фактически потерял самостоятельность – в 1759 году он был включен в придворный штат, а еще через два года сам Сумароков подал в отставку и во главе театра встал Федор Волков. Увы, и ему было не суждено долго проработать на этой должности. После смерти Елизаветы Петровны театры, как и прочие увеселения, были закрыты из-за траура, а уже в 1762 году и следующий российский император – Петр III – пал жертвой дворцового переворота.

Актер – спаситель престола

Роль, которую сыграл Волков в этом самом перевороте, до сих пор не совсем ясна. Существует конспирологическая легенда о том, что после провозглашения Екатерины II императрицей, в тот момент, когда приводили к присяге Измайловский гвардейский полк, возникла необходимость прочитать манифест, которым должно было быть ознаменовано новое царствование. Между тем написать его, естественно, впопыхах не успели, и положение спас Волков, который прочел его без малейшей запинки, держа в руках чистый лист бумаги и импровизируя на ходу. Правда это или нет, мы никогда уже не узнаем, но сразу после этого его вместе с братом возвели в дворянское достоинство, а потом предлагали пост кабинет-министра и орден святого Андрея Первозванного. Волков отказался, решив остаться «первым русским актером» (такова была его вполне официальная должность), однако именно это и стало причиной его смерти. Ему было поручено режиссировать маскарад «Торжествующая Минерва» - огромное действо, составную часть коронации Екатерины. Репетируя во время сильных морозов, Волков сильно простудился и умер в том же, 1763 году.

Как ни странно, мы практически не знаем ролей Волкова. Что он играл, в каких пьесах, каковы были сильные стороны его таланта – ответы на эти вопросы мы вряд ли когда-нибудь получим. Да и вообще, вся история с созданием русского профессионального театра больше напоминает детективный сериал и авантюрное приключение. Даже люди следующего поколения, начала XIX века, лично знавшие, к примеру, Дмитревского, будут называть его не только великим актером, но и великим царедворцем. Настоящую форму организации театра найдут не в чиновном Петербурге, а в добродушной Москве. А в память о великом елизаветинском указе Александринский театр и сегодня собирает труппу после отпуска 30 августа, подчеркивая тем самым преемственность со временем великих театральных и политических интриг.

Александринский театр, Санкт-Петербург
Ваш Досуг 2021. Все права защищены
Ваш Досуг 2021.
Все права защищены