Большая ошибка императрицы
При всех правильных и мудрых распоряжениях Елизавета Петровна при обустройстве «Российского комедиантского дома» допустила одну ошибку, но ошибку чрезвычайно значительную. Она заключалась в выборе директора. Им был назначен Александр Петрович Сумароков.
По своему карьерному и творческому пути выбор этот вроде бы не оставлял желать лучшего. Ему почти сорок, он чиновник со вполне внушительным послужным списком, видный журналист, а кроме того (и что важнее всего) – первый и самый главный драматург страны. Пьесы сочиняли и Тредиаковский, и Ломоносов, но именно опусы Сумарокова (как трагедии, так и комедии) составляли главный репертуар русских «охотничьих театров». Кому, как ни первому русскому драматургу, которого впоследствии назовут «отцом русского театра» (по аналогии с греком Эсхилом – «отцом трагедии»), следовало бы предложить такой пост.
Но, увы, была и обратная сторона. Александр Сумароков был вспыльчивым, невоздержанным на язык, грубым в обращении и крайне безалаберным человеком. В конце своей жизни, несмотря на то, что русские императрицы будут раз за разом оплачивать его долги из уважения к былым заслугам, он ухитрится промотать 300 душ крепостных и 2000 рублей годовой пенсии (это огромная сумма, практически в два раза выше годовой зарплаты чиновника на ответственной должности) и умрет, не дожив до шестидесяти, в доме, который за несколько дней перед этим продадут с аукциона.
К казенным деньгам отношения у Сумарокова будет примерно такое же. Не сказать, что сумма из казны на содержание театра выделялась баснословная, но все же вполне адекватная (около трех с половиной миллионов рублей на нынешние деньги, из них, правда, одна шестая была зарплата самого Сумарокова). За три года существования театр был доведен до полного банкротства и фактически потерял самостоятельность – в 1759 году он был включен в придворный штат, а еще через два года сам Сумароков подал в отставку и во главе театра встал Федор Волков. Увы, и ему было не суждено долго проработать на этой должности. После смерти Елизаветы Петровны театры, как и прочие увеселения, были закрыты из-за траура, а уже в 1762 году и следующий российский император – Петр III – пал жертвой дворцового переворота.
Актер – спаситель престола
Роль, которую сыграл Волков в этом самом перевороте, до сих пор не совсем ясна. Существует конспирологическая легенда о том, что после провозглашения Екатерины II императрицей, в тот момент, когда приводили к присяге Измайловский гвардейский полк, возникла необходимость прочитать манифест, которым должно было быть ознаменовано новое царствование. Между тем написать его, естественно, впопыхах не успели, и положение спас Волков, который прочел его без малейшей запинки, держа в руках чистый лист бумаги и импровизируя на ходу. Правда это или нет, мы никогда уже не узнаем, но сразу после этого его вместе с братом возвели в дворянское достоинство, а потом предлагали пост кабинет-министра и орден святого Андрея Первозванного. Волков отказался, решив остаться «первым русским актером» (такова была его вполне официальная должность), однако именно это и стало причиной его смерти. Ему было поручено режиссировать маскарад «Торжествующая Минерва» - огромное действо, составную часть коронации Екатерины. Репетируя во время сильных морозов, Волков сильно простудился и умер в том же, 1763 году.
Как ни странно, мы практически не знаем ролей Волкова. Что он играл, в каких пьесах, каковы были сильные стороны его таланта – ответы на эти вопросы мы вряд ли когда-нибудь получим. Да и вообще, вся история с созданием русского профессионального театра больше напоминает детективный сериал и авантюрное приключение. Даже люди следующего поколения, начала XIX века, лично знавшие, к примеру, Дмитревского, будут называть его не только великим актером, но и великим царедворцем. Настоящую форму организации театра найдут не в чиновном Петербурге, а в добродушной Москве. А в память о великом елизаветинском указе Александринский театр и сегодня собирает труппу после отпуска 30 августа, подчеркивая тем самым преемственность со временем великих театральных и политических интриг.