И еще немного теории
От них, право слово, следовало бы отказаться – уж больно они архаичны. Но поскольку они нет-нет да и всплывут где-нибудь даже в разговорах солидных театральных деятелей, я считаю нужным познакомить с ними читателя. Речь идет об «искусстве представления» и «искусстве переживания». Первым из них намертво закреплен за Каратыгиным, а второй – за Мочаловым. Логика тех, кто употребляет эти термины, примерно следующая. Школа представления говорит нам о том, что артист, выходя на сцену, на самом деле ничего не переживает по-настоящему. Он лишь делает вид, «обозначает» свои эмоции. Его собственные, человеческие чувства остаются при этом совершенно не задействованы. Между тем, если его искусство по-настоящему талантливо, зритель не замечает этой подмены – и вместе с персонажем плачет, радуется и сопереживает.
Искусство же переживания заключается в том, что актер подключает к воображаемому образу именно свои собственные, человеческие чувства и эмоции. Именно поэтому таких исполнителей иногда называют «актерами нутра», «нутряными». Соответственно, такая теория объясняет и «неровность», нестабильность работы Мочалова – в какой-то момент эти чувства и эмоции было возможно подключить, а в какой-то – нет.
Между тем я должен сказать вам, что вообще вся эта теория, судя по всему, ошибочна. Случай «искусства представления» предполагает абсолютное отключение себя от роли, что представляется довольно малореальным. Ведь очень сложно допустить, что актер, играющий большую, серьезную роль, ни одной секунды, ни в одном спектакле не увлечется ею, что его эмоциональная составляющая никогда не отзовется на происходящее на сцене, что его человеческая сущность и сущность роли полностью разделены. Также малореально и чистое «искусство переживания» - когда актер полностью перестает контролировать себя на сцене, когда перевоплощение является абсолютным. Ведь тогда артист не в состоянии верно говорить текст и выполнять мизансцены – логика его собственных чувств полностью должна подчинить себе внешний рисунок роли.
Тезис – антитезис - синтез
Как правило, актер работает все-таки где-то посередине, иногда приближаясь то к одному, то к другому полюсу. Работа актера построена в первую очередь на изучении роли, внимательном исследовании авторского текста, создании своего «толкования», интерпретации этого текста. Именно это актер ставит во главу угла, а вовсе не желание поразить публику рассчитанным эффектом или кровавое эксплуатирование собственных эмоций. Именно таким умным толкователем роли стал третий из величайших актеров этого периода – Михаил Семенович Щепкин.
Бывший крепостной, не получивший никакого системного образования, к концу жизни он стал непререкаемым авторитетом в мире русского искусства (не только театрального), близким другом Аксакова и Гоголя, главным исполнителем ролей Фамусова и Городничего. Искусство Щепкина современники (в данном случае Аполлон Григорьев) называли искусством «толкующего комизма». Щепкин как бы «изымал» из персонажа то, что ему казалось важным, и преподносил это зрителю – «растолковывал», объяснял персонажа. Пожалуй, в этом сочеталось и искусство представления (актер все-таки не равен персонажу), и искусство переживания (чудо перевоплощения все-таки происходило)
Но все же лучше, наверное, отказаться от этих терминов. Боюсь, что они навеяны всего лишь легендами о противостоянии двух великих актеров – Мочалова и Каратыгина. Даже истории их смертей как будто продолжают это великое противостояние. Каратыгин умер, будучи абсолютным лидером труппы, обласканным императором, окруженной семьей и детьми, в собственном доме. Мочалов же, возвращаясь с гастролей, пил водку, а когда кончилась закуска, стал заедать ее снегом – вернувшись домой, простудился и умер. Эти же легенды и будут основой для разделения ремесла и высокого искусства – в актерском деле едва ли когда справедливого.