Краткие содержания и их польза
Во-первых, на первую репетицию актеры приходили уже с выученным текстом. Процесс его запоминания оставался целиком на совести актера. Получив роль, актер дома, в свободное от других репетиций и спектаклей время, обязан был его выучить. Главная трудность тут заключается в том, что актер получал именно роль – в целях экономии времени и труда переписчиков (ксерокс еще никто не изобрел) актерам выдавался только их текст, даже без реплик партнеров (даже если на сцене шел живой диалог). Таким образом, пьеса оборачивалась для актера просто набором зачастую не связанных между собой предложений, сюжет которой зачастую ему был даже не понятен. Если роль была большая – ее сшивали ниткой, а если помещалась на одном листке бумаги, то отдавалась актеру так, без ниточки. «Без ниточки» - именно отсюда идет традиционный театральный термин для обозначения маленьких, невыигрышных ролей.
Михаил Щепкин в своих мемуарах вспоминает о конфузе, случившемся с ним во время дебюта. От волнения молодой артист так растерялся, что сказал сразу весь текст за один раз – то есть выпалил все реплики, заученные им наизусть, из всей пьесы сразу. Кстати, именно Щепкин будет первым артистом, который введет правило изучения всей пьесы, а не только своей роли.
Вторым этапом постановки спектакля была так называемая «считка». Актеры, выучившие всю написанную абракадабру, должны были разобраться, кто за кем говорит, то есть прочесть всю пьесу вслух. Именно в этот момент они, собственно, и узнавали сюжет – и то не всегда. Например, Полоний в «Гамлете», которого убивают задолго до конца спектакля, зачастую так и не знал, чем же, собственно, кончилось дело. Главным героем этих репетиций был, безусловно, суфлер. Можно было, конечно, на спектакле пороть грубую отсебятину, но это сбивало бы партнеров, поэтому искусство специфического театрального шепота было весьма важным.
Скоро премьера
Вторая репетиция, «проба», была нужна для того, чтобы примериться к своим ролям уже «на ногах». Нужно было выучить «порядок» (то есть какой эпизод за каким следует), очередность выхода на сцену и подготовить все необходимые нюансы – звонки колокольчика, внезапные появления и исчезновение, если нужно, драки и танцы. Это уже было время работы режиссера. Он вовсе не был великим демиургом и создателем авторского произведения искусства, как сегодня. Его обязанностью было собирать актеров за кулисами и подсказывать им, в какой момент пора выходить на сцену, где они уже попадали в заботливые руки суфлера.
Третья репетиция называлась генеральной – к ней добавлялись костюм и, если нужно, грим. Последний, как правило, был нужен - в условиях огромного потока ролей это было важное средство создания образа, отличающегося от предыдущего.
Разумеется, в случае, если пьеса была очень трудна (или спектакль был очень значимым – например, ожидался визит кого-то из императорской фамилии), назначались дополнительные репетиции – но не больше десяти штук. А учитывая, что на выучку текста для самой большой роли полагалось две недели – на постановку спектакля с момента принятия решения о включении пьесы в репертуар и до премьеры проходило около двадцати дней, в исключительных случаях месяц.
И все же, невзирая на безумный темп работы (который получается гораздо выше даже сегодняшнего), на невероятное количество ролей и смешное количество репетиций – на сценах Малого и Александринского театра блистали выдающиеся актеры. Кто же они? Об этом мы расскажем в следующей статье.